Главная


Меню сайта
Форма входа



   
Аркебузиры

При любом типе боевого построения перестрелка между враждующими армиями начиналась с дистанции около 100 метров. Стрельба производилась залпами под надзором теппо касира по командам теппока гасира. Общее командование отрядом осуществлял самурай на должности асигару тайсё. Этот офицер из всех самураев находился ближе всего к передовым линиям. Он следил за результатами огня своих подчиненных. Когда боевой порядок противника под огнем размягчался, следовала атака копейщиков, за которыми следовали самураи верхом на конях. В этот момент аркебузиры перестраивались, уходя под прикрытие копейщиков. Аркебузиры действовали совместно с лучниками. Последние продолжали стрельбу, пока первые перезаряжали оружие.

Реакция на огонь аркебуз была различной. При Мураки в 1554 и при Ма-руне в 1560 году стрельба из аркебуз залпами оказалась эффективной даже против укреплении. Уроки были извлечены и из использования аркебуз при Нагасино. Иногда стрельба из аркебуз приводила к неожиданным результатам. Так, в ходе осады замка Осака, засевшие в замке ронины (самураи, потерявшие хозяев), бросились в атаку, когда по ним открыли огонь из аркебуз.

Недавно проводился эксперимент эффективности огня из аркебузы. По пять пуль выпустили по цели, напоминающей по форме доспехи самурая с расстояния 30 и 50 метров. На дистанции 30 метров все пять пуль попали в грудь мишени, но только одного попадания в грудь удалось добиться на дистанции 50 м. В другом эксперименте пули на дистанции 50 м пробивали стальной лист толщиной 1 мм. Чешуя типичного до-мару имела как раз такую толщину.

Третий эксперимент показал, что опытный аркебузир затрачивает на перезарядку аркебузы всего 15 секунд, то есть скорострельность сравнимую со скорострельностью кремневого ружья. В других экспериментах, больше приближенных к реальности, на перезарядку аркебузы уходило 20-30 секунд. Можно предположить, что у малоподготовленного стрелка на подготовку выстрела могло уходить до одной минуты времени.

Эксперименты, проведенные в Европе, показали, что стрельба из аркебузы была довольно опасным занятием. При выстреле иногда срывало замок. Японцы сумели решить эту проблему, вставляя тонкий бамбуковый стержень в отверстия в серпентине. Полностью исключить случайный выстрел можно было только сняв фитиль с серпентина,

Рекомендации, содержащиеся в Зёхё Моногатару, приведены для каждой из оружейных групп асигару. Говоря об аркебузах, мы должны отметить большую ответственность, возлагавшуюся на теппо-ко гасира. Его первой обязанностью было распределять пули, которые он носил в ящике, между асигару, перекладывая их в подсумки на поясах стрелков. Когда противник приближался, стрелки вставляли в серпентин тлеющий фитиль. Поскольку фитиль мог или прогореть, или потухнуть, всегда держали запас тлеющих фитилей, подвешенных к воткнутой в землю железной стойке. Обязательным атрибутом аркебузира был прочный шомпол:

«Делай шомпола из дуба, но даже дубовые шомпола иногда ломаются. Без шомпола стрелок не может зарядить ружье, поэтому каждый должен иметь при себе два-три шомпола. Ко-гасира имеет при себе один особенно прочный шомпол, который используют в тех случаях, когда обычным шомполом не удается забить пулю в ствол».

На рисунках видно, что стрелки носили запасные шомпола заткнутыми за пояс. Работа шомполом была опасна для соседей:

«Забивай пулю вертикальными движениями шомпола, поднимая руку до уровня края дзингаса. Если отклонить ствол в бок, то есть риск выбить соседу глаз. Поэтому водите шомпол вертикально».

При интенсивной стрельбе внутри ствола скапливался нагар. В XVIII веке при интенсивной стрельбе из кремневого ружья пауза между выстрелами постепенно возрастала с 12 до 45 секунд. Аркебузы не представляли в этом отношении исключения. В Зёхё Моногата-ри читаем: «После пяти или шести выстрелов в стволе аркебузы образуется нагар, который затрудняет заряжание ружья».

Все эти аспекты следовало учесть при командовании отрядом аркебузиров. Сражение при Нагасино дает отличный пример искусного командования. Нам точно известно, где находились позиции аркебузиров Ода, и откуда конница Таксда повела свою злополучную атаку. Аркебузы обладали максимальной дальнобойностью 500 м. Но на таком расстоянии даже стрельба залпом не могла причинить противнику сколько-нибудь заметных потерь. Эффективная дальность огня достигала 200 м. Это расстояние примерно равно расстоянию от изгороди до опушки леса, откуда Такеда начали атаку. Маловероятно, что Нобунага открыл огонь и на ном дистанции. Здесь аркебузы могли только ранить людей, что вряд ли остановило атаку, тогда как один залп пропал бы даром. На расстоянии 50 м от ограды протекает небольшая речушка под названием Репгогава. По этой реке проходила передовая линия обороны Нобунага. Залп на такой дистанции уже мог оказать заметное воздействие на противника. В Зехё Мопогатари читаем:

«Когда противник стремительно атакует верхом на лошадях, есть возможность атаковать конницу. Стреляйте по всадникам и лошадям. Так можно расстроить боевой порядок атакующих».

Несмотря на шум и приближающегося противника, аркебузиры должны были действовать хладнокровно, четко перезаряжая ружья, предотвращая вероятность осечки и преждевременного выстрела.

При Нагаеино изгородь, за которой укрылись пехотинцы с пятиметровыми копьями, обеспечивала защиту аркебузирам. Возможно, кому-то из конников Такеда удалось прорваться через бреши в изгороди. Но их сравнительно легко ликвидировали самураи и асигару, охранявшие аркебузиров. Кроме того, перед изгородью образовывалась густая пелена дыма, которая затрудняла ориентацию наступающих. Не следует забывать, что в те времена был известен только примитивный дымный порох.
Рукопашный бои

В Зёхё Мопогатари говориться, что когда противник подошел вплотную, разряженные аркебузы становятся бесполезными. Далее автор даст совет, что делать аркебузирам в такой ситуации. По идее автора аркебузиры должны атаковать противника холодным оружием. действуя совместно с охраняющими их копейщиками.

«Если противник приблизился вплотную, выведи вперед копейщиков, а аркебузиров разведи по флангам. Вынь шомпол, убери аркебузу в чехол, скрести с противником мечи. Целься мечом в шлем, но так как данный на прокат меч тупой, ранить противника можно только ударив его по руке или ноге.

Если противник далеко, можно поскрести ствол шомполом, немного очистив его от нагара. Подожди где-то полминуты, прежде чем заряжать аркебузу.

Если противника нет в прямой видимости, держи аркебузу на плече»

В хронике клана Курода описана битва при Кимхаэ, 1592 год. В хронике имеется подробное описание действий аркебузиров и делается вывод о высокой эффективности огнестрельного оружия. Предыстория этой битвы такова. Первые два отряда японской армии, вторгшейся в Корею, высадились у Пусана. Третий отряд под командованием Курода Нагамаса решил недостойным выгружаться в уже занятом японской армией порту. Поэтому флот проплыл дальше на запад. Было решено высадиться в районе Кимхаэ, что больше соответствовало понятию самурайской доблести.

«... командовали авангардом Йосида Нагатори и Уэхара Синзаэмон. Авангарду удалось захватить лодки, стоящие у берега. Половина асигару высадилась на берег, ведомая касира. Эти солдаты быстро взобрались на расположенную неподалеку насыпь и заняли там огневую позицию. Под их прикрытием высадились остальные силы авангарда, включая самих Нагатори и Синзаэмон.

Командиры взяли с собой коней, поэтому. ступив на берег, они тут же сели верхом и поскакали к ближайшему холму. Тем временем новые аркебузиры занимали позиции вдоль зарослей деревьев и бамбука. Далее без особых проблем выгрузилось еще пять шеренг воинов. Сотня асигару, вооруженных аркебузами, разбились на два отряда. Один отряд атаковал противника в левый фланг, которого уже теснил первый отряд, стреляя по врагу из аркебуз. Заметив признаки паники в рядах корейцев, остальные японцы атаковали как один. Многие аркебузиры вели огонь. Поскольку противник стоял плотным строем, промахов почти не было. Нагамаса оценил потери противника и приказал трубить в раковины, а также стал размахивать своим сайхай (жезл командующего), давая сигнал к общему наступлению».

Более короткое, но от этого не менее ценное свидетельство содержится в Кирин Гунки:

«В замке стоял страшный грохот, так как огонь вело более сотни стрелков, которых сопровождали 60 всадников. Аркебузы попеременно стреляли, было убито или ранено 600-700 воинов противника».

Слово «попеременно» очевидно следует понимать как поочередную стрельбу залпами. Но аркебузы могли использоваться и по-другому. На начальных этапах осады Ульсана в 1597 году, хотя сама крепость уже была построена, многие японские солдаты еще находились за ее периметром:

«В середине ночи 13-го дня 12-го месяца раздался яростный грохот перестрелки со стороны лагеря Набесима. Рядом с лагерем находилось болото, где ночевало множество лебедей. Улетая к утру, лебеди пролетали над лагерем. Набесима предложил асигару обстрелять летящих птиц из аркебуз. Удалось сбить одного-двух лебедей. Эта охота повторялась каждую ночь. Поэтому, когда раздалась пальба, Яасумаеа подумал, что опять идет охота на лебедей».

Но на этот раз была не охота, а атака китайцев. Автор продолжает:

«Однако, многие солдаты из отрядов Набесима и Чугоку бежали в направлении лагеря Ямсумаса. Ясумаса быстро надел доспехи, схватил копье и галопом поскакал на звуки битвы. За ним последовало одиннадцать саЛучники

Поскольку японские воины находились не внутри укреплений, а в наскоро сооруженных полевых лагерях, китайцы быстро бы смяли их, если бы не поддержка со стороны лучников. В Зёхё Мопогатари описываются действия отрядов лучников:

«Что касается расположения лучников, то ставь одного лучника между двумя аркебузирами, чтобы тот мог прикрыть их во время перезарядки».

Командовал лучниками офицер в должности юми ко-гасира.

«Когда противник далеко, следует приберечь стрелы в колчане. Когасира должен отдать команду, когда следует начинать стрельбу. Определить расстояние, на какое нужно подпустить противника, непростое дело».

Опять, главной целью лучников были кони:

«Когда противник наступает плотной массой, разделитесь на два отряда и стреляйте. Если противник движется верхом, бейте по лошадям».

Как и аркебузиры, лучинки должны были при необходимости вступить в рукопашный бой:

«Когда в колчане останется мало стрел, прибереги несколько штук и приготовься к рукопашному бою. Отступая, прикройся копьями и веди стрельбу.

Такая тактика всегда успешна. Бесполезно стрелять, если приходится поднимать глаза, чтобы увидеть лица врагов. Вот секреты использования луков...». Неожиданная атака китайцев на японский лагерь под замком Ульсан в 1597 году была отбита благодаря хладнокровным действиям лучников-асигару. Командовал лучинками молодой герой-самурай:

«Противник атаковал лагерь, где находился самурай Рейзей Минбу, служивший клану Мори. Минбу вскоре погиб. Гибель самурая заметили со стен замка. Молодой самурай Иосими Тайзе, которому было всего 18 лет, был уже превосходным мастером пути лука и стрелы. Он собрал вокруг себя лучников и приказал им: «Подпустите противника ближе, тогда ваши стрелы не пропадут даром». Его отряд вступил в бой с тысячами врагов».
мураев».
Копейщики

Последней группой асигару, обсуждаемой в Зехе Мопогатарп. были копейщики. Эта группа должна иметь особенно хорошую подготовку и дисциплину, так как длинные копья нагаэ-яри в неумелых руках могут оказаться опаснее для своих, чем для врагов. Самые живые строки Зехе Мопогатарп посвящены бою на копьях. Большая длина на-гаэ-яри и необходимость держать острия копий на одном уровне требовала определенной строевой подготовки от асигару. Используя Зёхё Мопогатарп и другие японские тексты, мы можем составить себе представление о том, как эта подготовка происходила:

«Аркебузы и луки сделали свое дело, теперь очередь за копьями. Прежде чем начать бой, снимите с копий кожаные ножны и суньте из-за мунэ-ита (верхняя часть нагрудника доспехов). Если ножны очень длинные, засуньте их за пояс.

В отличие от самураев, которые сражаются в одиночку, вы должны помнить о товарищах. Копья всех бойцов должны двигаться синхронно, в одном ритме. Когда в поединке сходятся два бойца, они могут действовать по своему усмотрению, но когда копьями действуют массы солдат, они должны действовать совместно, и никто не должен выбиваться из коллектива. Успехом для копейщиков будет сбить сасимопо [буквально «флаг», но здесь употребляется в значении «всадник»] противника. Чтобы сбить всадника достаточно ударить копьем в брюхо его коню.

Выстроитесь в шеренгу, встав на расстоянии трех сяку друг от друга, и ждите приближения противника. Если противник ведет конную атаку, пусть первая шеренга встанет на одно колено и положит копья на землю. За секунду до того, как противник сомнет ваши ряды, поднимите копья на уровень конской груди. Когда копье вонзится в цель, держите копье крепко! Пронзив копьем человека или лошадь, вы должны подавить желание выдернуть копье, его надо держать до конца. Если противник начал отступление, преследуйте его на расстояние одного чо».

книга даст совет насчет того, насколько глубоко следует протыкать жертву копьем. Постоянно подчеркивается важность для коллективных действий мастерства, упорства н постоянной готовности. Хорошая иллюстрация слаженных действий копейщиков находится в Оу Эйкей Гуики— большой хроники войн на севере Японии во времена Секигахара. Во время штурма замка Юзава с фронта и фланга, совместно действовали копейщики и воины, вооруженные нагината.

«Иё Чозаэмондзё Садахира и Ичи-кури Хейбу Сёрин с отрядом в 300 человек, а также отряд Иосида Магоичи и Нисино Сюри Рёсюн и Магосабурё из того же клана численностью 500 человек выставили свои копья в линию и атаковали Юзава. В это же время на фланге атаковало 80 человек, вооруженных нагаэ-яри и нагата. В результате противник был окружен и сдался...»
Копьеносцы и знаменосцы

Те асигару, которые не служили в составе отрядов копейщиков, аркебузиров и лучников, входили в состав свиты самураев. У них было больше возможностей прославиться, но и погибнуть. От носильщиков сандалий и копьеносцев требовалась готовность прикрыть собой своего хозяина от стрел и пуль. Одна из наиболее драматических сцен в киноленте «Каге-муся» — ночная атака на лагерь Такс-да Сингеп, когда телохранители полководца, в том числе множество асигару, сплотились вокруг командира, защищая его своими телами.

Наиболее уязвимая позиция была у знаменосцев. Убить асигару-знаменосца приравнивалось к победе над самураем. В Момии Никки описана битва при Аватагучи. В этой битве прославился некий Ята Гендзи:

«Армия Сансичи попала в окружение и была атакована. Более 700 сторонников Сансичи сгрудились в одном месте. Некоторым из них удалось восстановить боевой порядок и вырваться, но многие погибли. Командир знаменосцев Тобэ Сирё был зажат касира Хейко и вассалом Ята Котайрё и был убит. Ята Гендзи тем временем убил самого знаменосца. Громким криком он объявил о своей победе и в подтверждение ее захватил ума-дзируси Нобуо, который имел форму золотого пестика...».

В Бансё Саё Гунки читаем о безуспешной попытке удержать флаг:

«В стремительной атаке удалось отсечь ума-дзируси Укита. Знаменосец вскоре был убит. Ума-дзируси упал на землю. Его пытались несколько раз поднять, но, наконец, противнику пришлось оставить свое знамя».

Не удивительно, что знаменосцы за свою опасную службу чаще других асигару получали статус самурая. В Кома-цу Гунки читаем:

«Некий Дегучи, вассал Эгучи, держал хата-дзируси [вымпел] Мотокура Нагахидэ. Он совершил множество подвигов во время подавления мятежа. Эгучи произвел его в самураи и дал ему надел в 200 коку».

Еще один эпизод находим в Киемаса-ки:

«После того, как побежденная армия побежала в разные стороны, вместе с Киёмаса оказались Себаяси Сюндзин, Моримото Гидаю, Касихара Тогоре, Икеда Дзинсирё, Вада Такемару, носильщик лука Мизутани Ясу-но-дзё, знаменосец Иокичи, носильщик сандалий Ицухо, Оёси, Хикэ и Оэ Дзинсичи».

Обратите внимание на то, что многие спутники Каю Киёмаса не имеют фамилий. Это были асигару, которые несли большой штандарт самурая с буддийским девизом Наму мёхо ренге кё («Приветствие лотосу и божественному закону»). За свои действия во время боя знаменосец Иокичи был произведен в самураи. В Зокусен Киёмаса-ки (второй части истории о Киёмаса) упоминается о нем:

«[во время упомянутой выше битвы]... он был вместе с Киёмаса. Касихара Тогоре, Като Хиразаэмон, а также некий Вада Такемару также были с ним. За свою службу знаменосцем Иокичи получил от Сёбаяси Йоэмона надел в 300 коку».

Однако упоминания в хрониках о мужестве отдельных асигару крайне редки. Одни из немногих случаев содержит упоминание о том, как асигару воодушевился видом погибшего знаменосца, лежащего на поле боя, пошел в бой и добыл славу:

«Один из простых солдат струсил и бежал, но когда он наклонился попить воды из ручья, текшего у дороги, он увидел большой сасимопо, упавший в воду. Он прочел надпись на нем и раскаялся в своей трусости. Хотя он был простым асигару, он бросился в самую гущу битвы. Он отчаянно бился и добыл три самурайские головы... Свою карьеру он закончил владельцем надела в 200 коку».

Перечисленные эпизоды показывают, как полководцы добивались верности и эффективности своих подчиненных. Каждый асигару знал свое место, свою задачу и свою цену. В Зёхё Моно-гатари имеется красноречивое свидетельство тому. Мацудайра постоянно пишет о необходимости поддерживать дисциплину и содержать в порядке свою экипировку:

«Обязательное правило: на поле боя нельзя бросать свою экипировку. Небольшие ножны наконечника копья спрячьте за нагрудник доспехов. Длинные ножны суньте за пояс. Шомпола держите на боку в колчане. Не давайте коням свободно ходить. Это строжайше запрещено».

Общий топ Зёхё Моногатари, написанной в 1649 году, весьма доброжелателен к асигару, которые к тому времени стали неотъемлемой частью японской армии. Затраты на оснащение, подготовку и содержание асигару вполне оправдывали себя. Развитие этого класса воинов, в конечном счете, привело к полному признанию их статуса. Асигару, некогда вышедшие из среды крестьян, стали полноправными самураями.
Друзья сайта
  • Создать сайт
  •    http://www.budoweb.ru 
  • www.koicombat.org

  • http://catalog.xvatit.com
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 314



    Copyright MyCorp © 2017