Главная


Меню сайта
Форма входа



   
Като Киёмаса (1562-1611 гг.)                                      

Одной из характерных черт периода Сенгоку была возможность людям низкого происхождения сделать карьеру и достичь вершин власти. Пример такой карьеры являет Тоётоми Хидеёси, который, добившись реальной власти, поспешил сделать все, чтобы никто не мог повторить его путь. В 1588 году он начал охоту за мечами, а в 1591 году издал эдикт о разделении. Но прежде чем лестница наверх была окончательна разрушена, по ней успел взобраться по крайней мере еще один простолюдин, при этом земляк самого Хидеёси. Звали этого человека Като Киёмаса.

Като Киёмаса родился в деревне в Накамуре, в наши дни полностью поглощенную разросшейся Нагоей. В детстве он носил прозвище Тораносукэ («молодой тигр»). Его отец, деревенский кузнец, умер, когда мальчику пошел четвертый год. Поскольку мать Като Киёмаса приходилась родственницей матери Тоётоми Хидеёси, оба мальчика воспитывались в одной семье.

Като Киёмаса вскоре проявил свою склонность к военной службе. Первый случай отличиться ему представился в сражении при Сидзугатакэ. В это время ему был 21 год. Пересеченная местность, затруднявшая применение аркебуз, позволила самураям действовать в традиционном стиле воинов-одиночек. Като Киёмаса сражался верхом в сопровождении нескольких солдат. Он был вооружен протазаном. Один из его спутников держал шест, к которому привязали несколько отрезанных голов. В тот день Като Киёмаса заслужил титула «одного из семи копий Сидзугатакэ». С этого момента его звезда начала свой стремительный восход.

В 1585 году Като Киёмаса получил от Хидеёси должность инспектора за налогами, а в 1588 году он начал долгую игру на Кюсю, приведшую к самоубийству Сасы Наримасы, о котором мы говорили выше. Резиденция Киёмасы находилась в замке Кумамото. Скульптуры Киёмасы неизменно изображают его в полных доспехах и шлеме необычной формы. На некоторых портретах Киёмаса изображен с окладистой бородой, что довольно необычно для самурая.

Киёмаса был фанатичным приверженцем буддийской секты Ничирен. Даже в качестве своего девиза и боевого клича он выбрал афоризм, сказанный основателем секты Наму мёхо кенгэкё

- «Приветствую лотос Божественного закона». Его реликвией был белый штандарт с иероглифами девиза, по преданию написанными самим Ничиреном. Он брал этот штандарт в каждый бой. Сосед Като Кониси Юкинага был не менее ревностным сторонником христианства. В результате между соседями складывались напряженные отношения.

В 1592 году началось вторжение в Корею. Като Киёмаса получил под командование вторую армию, тогда как его соперник Кониси Юкинага возглавил первую армию. Кониси быстро высадился и двинулся вглубь Корейского полуострова. Казалось, что на долю Като Киёмасы не останется подвигов. Действительно, когда Киёмаса нагнал Кониси, его солдаты, казалось, уже одержали все мыслимые победы. Между двумя полководцами вспыхнул спор о том, как следует вести последнее наступление на Сеул. Удалось достичь компромисса, по которому обе армии двигались по отдельному маршруту. Но и здесь Кониси опередил Като. Когда армия Като подошла к Сеулу, выяснилось, что городские ворота охраняют солдаты Кониси, которых еще пришлось убеждать, чтобы они пропустили Като в город!

Солдаты Кониси были утомлены 20-дневным ускоренным маршем через горы, поэтому дальнейшее наступление возглавил Като, который продолжил движение на север. Наступление Като Киёмасы было настолько стремительным, что без остановок развивалось вплоть до реки Имджинган. Здесь японцам пришлось задержаться почти на месяц. Лишь необдуманная попытка контрнаступления, предпринятая корейцами, снабдила японцев необходимыми для переправы лодками. Началась переправа. Царь Кореи, узнав об этом, бежал. В Сеуле состоялся военный совет, на котором было решено, что Кониси продолжит наступление на север с целью преследования короля, а Като Киёмаса двинулся на северо-восток, где два корейских князя укрылись где-то в районе реки Тэдонган.

Кампания Като Киёмасы в провинции Хангъёнг, наиболее диком районе Кореи, стала вершиной его военной карьеры. Като прошел от Сеула до восточного побережья. Первое вооруженное сопротивление он встретил у Сонгджина, где корейцы зажали армию Като между рисовыми амбарами. Японцы отчаянно защищались, отстреливаясь из аркебуз из-за мешков с рисом, так что корейцам в итоге пришлось отступить. Несмотря на опустившиеся сумерки, Като перешел в контрнаступление и довершил разгром противника.

Киёмасе в конечном счете удалось блокировать корейских князей у Хёрёна на Тэдонгане. Видя безнадежность ситуации, корейские солдаты взбунтовались и арестовали своих командиров. Достигнув поставленных целей, Като стал первым и единственным на тот период японским полководцем, сумевшим вторгнуться в Китай. Населявшие Маньчжурию чжурчжени оказали ожесточенное сопротивление. Один раз Киёмаса едва успел перехватить свой священный штандарт из рук убитого знаменосца.

Но в это время ход войны изменился. В течение ближайших месяцев наступление японцев выдохлось, более того, Като Киёмаса со своими солдатами оказался в глубокой обороне, сперва удерживая линию крепостей, а затем отступив к Сеулу. Затем началось отступление к побережью. Като Киёмаса сыграл заметную роль при осаде Чхонджу. Во время штурма им использовались деревянные повозки, внутри которых солдаты укрывались от летящих сверху камней.

На протяжении следующих четырех лет — 1593-1598 — Япония ограничивалась оккупацией небольшой части Кореи. Участие Киёмасы в этой оккупации заключалось в том, что он комплектовал гарнизон крепости Сосаэнгпо. От скуки самураи занимались охотой на тигров, поэтому сохранилось несколько портретов Като Киёмасы во время охоты.

Като Киёмаса также был одним из активных участников второго вторжения Японии в Корею в 1597 году. Он участвовал в штурме замка Хвангсоксан, а также оборонял крепость Ульсан. Стояли жуткие холода, часовые замерзали на посту. Киёмаса прибыл в Ульсан во главе небольшого отряда из Сосаэнгпо и сразу сумел переломить ситуацию. Он вдохновил солдат держаться до тех пор, пока не подойдет помощь, несмотря на многочисленные атаки китайцев в стиле «человеческой волны».

Вернувшись в Японию, Като Киёмаса занялся управлением своим имением. Имея неприятный опыт обороны Ульсана, Като поспешил укрепить свой замок Кумамото. Он насадил ореховые деревья внутри крепостной стены, чтобы обеспечить запас пищи на крайний случай. Все маты, посланные в жилых помещениях, он набил не рисовой соломой, как это было принято, а высушенными съедобными побегами. Интересно, что замок Кумамото действительно успешно выдержал осаду, но уже в 1871 году!

В 1600 году японское общество раскололось на две фракции, которые выяснили свои отношения в сражении при Секигахарой. Киёмаса находился далеко от места основных событий, поэтому у него было время для того, чтобы лучше оценить, на чью сторону ему следует встать. Его сосед и соперник Кониси Юкинага поддержал Исиду Мицунари и в результате потерял голову. Киёмаса быстро прибрал к рукам вторую половину провинции Хиго, прикрываясь именем Токугавы Иэясу. Тем не менее, он сохранил добрую память о Тоётоми Хидеёси, поэтому дружил с его сыном Хидеёри. Като надеялся, что Хидеёри сумеет договориться с Токугавой, поэтому предоставил им для переговоров свой замок Нидзё. Говорят, что на переговоры Като пронес кинжал с тем, чтобы применить его, если Хидеёри будет угрожать опасность. Но дни Като Киёмасы были сочтены. Он умер в 1611 году, так и не узнав, чем закончился конфликт между Хидеёри и Токугавой. Возможно, Като Киёмаса был отравлен по приказу Токугавы.
«Военно-исторический альманах Новый солдат»
Друзья сайта
  • Создать сайт
  •    http://www.budoweb.ru 
  • www.koicombat.org

  • http://catalog.xvatit.com
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 314



    Copyright MyCorp © 2017