Главная


Меню сайта
Форма входа



   
Асигару: исторический обзор

История асигару прослеживается с первых попыток японских императоров взять под контроль и упорядочить устройство армии. Император Тенму (673-86) создавал национальную армию, состоявшую в основном из пеших рекрутов. Однако многие призывники уклонились от службы, в результате от планов пришлось отказаться. К X веку японская армия в основном комплектовалась представителями класса землевладельцев, которые владели лошадьми и были заинтересованы отстаивать свои интересы правящего сословия. Эти люди стали первыми самураями. Многочисленность армии поддерживалась за счет ополченцев, которые в своей обычной жизни были простыми земледельцами. Некоторые из этих ополченцев долгое время поддерживали связь с определенным семейством или какой-либо географической областью. При этом они сумели добиться для себя статуса генина - оруженосца. Оруженосцы переносили экипировку самурая. или ухаживали за лошадьми, а также собирали головы поверженных врагов.

Генин мог участвовать в бою, особенно в том случае, если жизни самурая угрожала опасность. Однако обычно самураи устраивали поединки, тогда как оруженосцы лишь поддерживали их. Служба генина ценилась, при определенном стечении обстоятельств гении мог рассчитывать на получение статуса самурая.

Обычно в составе армии были и другие пешне воины, которые не имели никаких социальных обязательств и личных связей. Этих людей в спешке вербовали перед началом кампании. Как правило, они были плохо вооружены и обучены. Авторы эпических описаний подвигов самураев практически не замечали простых солдат, и только тщательный анализ текста позволяет догадаться о их существовании. Напротив, на картинах того времени простые пехотинцы встречаются достаточно часто. Например, в Хеидзи Моногатари Эмаки имеется множество виньеток с изображениями простых пеших солдат. Художник явно старался показать разницу между пехотой и элитной конницей. Доспехи самураев явно изображались более сложными. Имеются и различия во внешнем виде. Пехотинцы изображены как грубые, косматые персонажи с растительностью на лице. По разному изображены и действия пехотинцев и самураев. Самураи соревнуются в искусстве стрельбы из лука с седла, тогда как простые солдаты заняты тем. что жгут дома.

В ходе войны Гемпей (1180-85) семейство Минамото победило своих соперников из клана Тайра. Был назначен первый сёгун — военный диктатор, который обладал фактической властью в стране, оттеснив в тень императора. В последующих войнах иногда упоминаются пехотинцы в качестве бойцов и жертв. Например, в хронике Азума Кагами под 1221 годом читаем:

«Восточные воины наводнили соседние провинции, разыскивая пехотинцев, бежавших с поля боя. Повсюду катились головы, обнаженные клинки приходилось постоянно обтирать от крови».
Появление асигару

В 1274 и 1281 гг. самурайская элита при поддержке пехотинцев отбила две попытки монгольского вторжения. Затем Япония долгое время жила в относительном мире, пока неудачная попытка реставрации императорской власти не привела к войне Нанбокучо. Два клана, претендующих на императорский трон, воевали друг с другом на протяжении почти всего XIV века. Многие сражения этой войны представляли собой осаду оборонительных позиций в горных районах. В это время была изобретена новая тактика стрельбы из лука. Если прежде отдельные самураи делали прицельные одиночные выстрелы, то теперь масса пехотинцев стреляла залпами по противнику. В Тайхейки этих простых пеших лучников называют сясю-но асигару — лучниками-асигару.

Это первый случай употребления термина «асигару» в японской истории. Из 2000 человек, сражавшихся на стороне Сасаки в битве при Сидзё-Наватэ в 1348 году, 800 были этими легкими лучниками.

Спустя столетие слово «асигару» используется вновь в различных контекстах, связанных с войной Онин (1467— 1477). Особенно ожесточенные сражения разыгрывались в районе столицы Японии — Киото. Богатство столицы открывало безграничные возможности грабежа и поджога. В Киото располагалась резиденция сегуна, однако власть сёгуна теперь была сравнима с властью провинциальных даймё. Провинциальные правители нуждались в солдатах. На военную службу часто поступали безземельные крестьяне, которые пытались изменить свое социальное положение. Слово «асигару» («легкая нога») указывает на отсутствие у них доспехов. обуви и даже оружия, пока они сами себя не экипируют за счет трофеев. Асигару часто присоединялись к самурайским армиям, сражались, грабили, а затем дезертировали.

Даймё всегда могли увеличить численность своей армии за счет ненадежной толпы асигару. Асигару, действительно, были весьма ненадежны, и могли легко перейти на сторону противника. Необученные военному искусству крестьяне интересовались только личной выгодой и были мало готовы к ведению боя в составе организованного отряда. Таким образом, требовалось каким-то способом повысить надежность асигару, а также подтянуть их боевую выучку. Обе эти тенденции наметились в эпоху Враждующих государств, чему способствовали постоянные сражения. осады и походы.

В итоге асигару, несмотря на свое низкое происхождение, по боеспособности перестали принципиально отличаться от самураев. Теперь успех был на стороне того даймё, кто успешно применял асигару под командованием самураев.Асигару получают доспехи

Увеличение роли асигару отразилось и в том, что для них начали делать доспехи. До нас сохранилось множество комплектов таких доспехов. Известные окаси-гусоку («доспехи взаймы») имеют простую конструкцию и состоят из панциря (до) с набедренником (кусазу-ри) и простого шлема (дзингаса). Существование таких доспехов, которые даймё давали в пользование своим солдатам, свидетельствует о том, что даймё стали высоко ценить своих асигару, по крайней мере настолько, что соглашались тратиться на доспехи для них. Практически все окаси-гуеоку несут изображение герба (мои) даймё. Иногда этот простой геральдический символ повторялся на флажке (сасимоно). закрепленном на спине асигару. Некоторые даймё, например, из клана Ии из Хико-нэ, давали своим асигару доспехи одного цвета. Фактически, эти доспехи превратились в своего рода униформу.

Однако окончательно об изменении статуса асигару свидетельствовало изменение их вооружения. В героические дни войны Темней (1180-85) основным оружием самурая был лук, а самым большим достижением самурая было мастерство стрельбы. К 1530 году уже асигару выступают в роли стрелков, тогда как конные самураи предпочитали сражаться копьями. С середины XVI века асигару все чаще вместо луков используют огнестрельное оружие, и занимают позицию в первых рядах, где прежде имели право стоять только самураи. Расположение простых солдат на самом почетном месте строя оскорбляло гордость самураев, даже в том случае, если асигару использовались только для того, чтобы прорвать строй противника, подготовив почву для самурайской атаки. К 1590-м гг. подобное построение стало привычным, свидетельствуя о глубоких изменениях в военных вопросах. Не все приняли произошедшие изменения, даже в позднейших хрониках встречаются язвительные замечания о том, что вместо сражении благородных воинов теперь повсюду практикуется «война асигару».
Новая тенденция в элюстрациях наметилась в 1575 году, после победы Ода Нобунага в битве при Нагасино. Нобунаги подвергся конной атаке самураев из клана Такеда. Для отражения этой атаки он за легким палисадом в три ряда выстроил асигару, вооруженных аркебузами. Повинуясь четким командам хладнокровных командиров, асигару давали по очереди залпы по скачущим на них конным воинам, полностью расстроив боевые порядки атакующих. Затем последовала контратака самураев Нобунага. Огнестрельное оружие само по себе не решило исход этого ожесточенного сражения, длившегося восемь часов, здесь впервые было убедительно показано, насколько грозную силу составляют самураи и асигару, когда действуют совместно под четким руководством.

Важно отметить, что слово «асигару» не обязательно означает бывшего крестьянина. В начале эпохи Враждующих государств граница между бедными самураями и состоятельными крестьянами еще не была четко проведена. Существовала группа так называемых дзи-самураев, которые только часть времени занимались войной, остальное время посвящая сельскохозяйственному труду. Их небольшие земельные владения находились под постоянной угрозой со стороны крупных даймё. В зависимости от складывающейся ситуации дзисамурап представлялся крестьянином или самураем. Многие выбирали второй путь, переселяясь из деревень в казармы при замках. Свою карьеру дзи-самураи обычно начинали как асигару.
Военно-исторический альманах «Новый солдат»
Друзья сайта
  • Создать сайт
  •    http://www.budoweb.ru 
  • www.koicombat.org

  • http://catalog.xvatit.com
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 314



    Copyright MyCorp © 2017