Главная


Меню сайта
Форма входа



   
Копье

Третьим видом оружия асигару было копье. Копейщики обычно составляли абсолютное большинство солдат. Ода Нобунага, который первым начал использовать тренированные отряды копейщиков, имел в своей армии 27% копейщиков, тогда как аркебузиров — только 13,5%. В 1575 году Уэсуги держал десять копейщиков на одного арке-бузира, а к 1570 году в армиях Хёдзё копейщики составляли от трети до половины общей численности. У армии клана Таксда доля копейщиков колебалась от половины до двух третей армии. Раннее копье асигару по длине соответствовало копью самурая (три-четыре метра) и широко применялось в ходе войны Онин. Около 1530 года древко копья стали делать значительно длиннее, что превратило копье в пику. В мобилизационном приказе, составленном Хёдзё Удзимаса в 1587 году, говориться: «Они обязаны принести с собой любое из трех видов оружия: аркебузу, лук или копье. Однако копье, независимо от того, имеет ли оно бамбуковое или деревянное древко, бесполезно, если оно короче двух кенов [около четырех метров]». Удлинение копья повлекло за собой изменение техники его применения по сравнению с обычным самурайским копьем. Самураи выступали как одиночные бойцы, устраивающие между собой поединки. Асигару же предпочитали действовать группой, формируя две-три шеренги, выставляя копья так, чтобы их наконечники находились на одном уровне. То есть они действовали наподобие европейские пикинеров.

Древко копья (нагаэ-яри) имел составную конструкцию. Сердечник древка обычно изготавливался из твердой породы дерева, обычно дуба. Сверху сердечник обклеивался полосами бамбука. Как и лук, древко копья покрывалось сверху лаком, чтобы защитить его от сырости. Общая длина нагаэ-яри колебалась от клана к клану, но в среднем равнялась трем кенам. В начале эпохи Враждующих государств кен равнялся 1,6 м, таким образом, длина древка достигала 4,8 м. Клан Такеда использовал копья длиной три кена. Уэсуги Кенсин предпочитал древки длиной два с половиной кена, тогда как его наследник Кагекацу (1555-1623)— три кена. Такую же длину древков имели асигару из армий Тоётоми Хидэёси и Токугава.

Наиболее длинные копья использовались в армии Ода Нобунага — три с половиной кена (5,6 м). По-видимому, такие длинные копья появились у Нобунага достаточно рано, поскольку уже в апреле 1553 года в Синчококн можно найти упоминание о 500 копьях длиной три с половиной кена. Тесть Нобунага— Сайте Дёсан удивлялся длинным копьям в армии своего зятя, поскольку требовалась значительная подготовка солдат, чтобы успешно применять их.
Услужение самураям

В составе армии находились и другие асигару, задача которых состояла в переноске личного имущества самураев и услужение им. Например, зори-торн (носильщик сандалий) переносил обувь хозяина и служил ему денщиком. Иметь запас обуви было важным делом, так как японские соломенные сандалии служили очень недолго. В одном из трактатов, посвященных японским доспехам, говорится; «Иметь на поясе запасную пару сандалий также важно, как нести запас провизии». Тоётоми Хидэ-ёси, зарекомендовав себя верным асигару, первый шаг в своей карьере сделал, став носильщиком сандалий Ода Нобунага. В холодную погоду он носил сандалии хозяина под рубахой, согревая их теплом своего тела, чем заслужил признательность со стороны Нобунага. Зори-тори находились среди избранной группы людей, непосредственно сопровождающих даймё. Еще более почетной была должность копьеносца — мочияри-гуми. Копьеносец не только нес копье самурая, но также служил его телохранителем. В Зёхё Моногатари читаем:

«Что же касается копьеносца, мы обязательно находим его. На этой должности нет места трусам. Копьеносцы должны отличаться высшей степенью преданности, это занятие для достойных, Носить копье — большое дело, но копьеносец должен иметь потребность услужить хозяину».

Другие асигару несли лук, аркебузу и нагината (копье с длинным наконечником) самурая. Известны изображения асигару, несущих целый комплект копий в богато украшенном чехле. Например. Кимата Морикацу, который сам не был даймё, но лишь старшим вассалом семейства Ии, имел в 1600 свиту в составе:

Персональные асигару (в т.ч. носильщики сандалий) 4

Носильщик копья с крестообразным наконечником 1

Носильщик побори (личногофлага) 1

Конюх 1

Кимата имел подчиненных самураев, которые, в свою очередь, содержали своих слуг. Кроме того, в составе отряда Кимата находился отряд боевых асигару, которые сражались в составе армии клана Ии.
Знаменосцы и сигнальщика

Еще одна группа асигару занималась обслуживанием сигнальных устройств на поле боя. Наиболее распространенным способом передачи сигналов было трубить в хорагай — трубу, сделанную из большой раковины, часто использовались барабаны. Небольшой по размеру барабан один асигару нес на спине, тогда как его товарищ барабанил. Более крупные барабаны переносились на носилках двумя асигару, а самые большие барабаны стационарно устанавливали на станке или устанавливали на башне замка. Для передачи сигнал он также использовались колокола и гонги. Существовала общепринятая система команд. На марше армия двигалась под ритмичный бон барабана.

После того, как индивидуальная тактика боя уступила место коллективным действиям, асигару обзавелись вертикальными штандартами — нобори. Побори указывали на местоположение отряда. На расписанных ширмах видно, что в одном отряде мог быть целый ряд одинаковых побори.

Наиболее заметным из всех штандартов был ума-дзируси, буквально «лошадиный знак». Обычно ума-дзируси представлял собой обычный флаг или штандарт, но иногда в качестве «лошадиного знака» использовался какой-то трехмерный объект. Ума-дзируси был личным знаком самурая и обозначал его присутствие на поле боя. Даймё мог выставить огромных размеров о-ума-дзируси — большой знак. Этот знак служил как бы ядром армии на поле боя и привлекал на себя огонь противника. Небольшие знаки (ко-ума-дчируеи) вставляли в кожаный чулок, прикрепленный и к поясу асигару и закрепленным у него на спине. Большой знак в поле устанавливали на деревянном станке. С помощью тросов асигару удерживали знак под порывами ветра.

Разумеется роли асигару не исчерпывались теми, что описаны выше. Например, дополнительно асигару обслуживали систему сигнальных башен, организованных во владениях Такеда. Даймё могли иметь свои флот, где асигару служили в качестве гребцов и матросов. На протяжении периода Враждующих государств шло стремительное развитие артиллерии. Использование взрывающихся бомб, метаемых катапультами, отмечено уже в 1468 году. Каждая катапульта обслуживалась расчетом из 40 асигару, одновременно тянущих за канаты короткий рычаг. К 1615 году катапульты уступили место настоящим пушкам. Другие функции асигару будут описаны , посвященной походной жизни.
Походная жизнь асигару

Мобилизованные асигару выступали в поход. Можно представить себе их, выходящими колонной из ворот замка, несущими на плечах аркебузы, луки и длинные колышущиеся копья. Однако, если назначение одних отрядов асигару понятна из их названия, о назначении других можно догадаться только в контексте лагерной жизни. Крупные самураи могли содержать при себе многочисленную свиту асигару, выступавших в роли различных слуг. Например, в 1600 в походе Кимата Морикацу сопровождал отряд носильщиков.

Большой сундук подвешивался к шесту, который на плечах несли два человека. а вьюк делался из бамбука и соломы. Тюки риса переносили на спинах солдат, вьючных лошадей или на двухколесных тележках, которые катили носильщики. Большие телеги, в которые запрягали быков, использовали для перевозки пушек. Европейцы продавали пушки японцам в виде стволов, без колесного лафета.

Залогом успешного марша была строгая дисциплина. Когда в 1590 году Токутава Иэясу выступал на осаду замка Одавара, были опубликованы строгие правила, которые солдаты должны были соблюдать на марше. Солдатам запрещалось разорять мирное население. Это не было знаком великодушия, поскольку марш проходил в основном но территории Токутава. Оружие полагалось нести в соответствии с правилами, проводился контроль состояния лошадей.

Во время похода очень важно было обеспечить продовольствием и фуражом людей и животных. В Зехё Моногатари читаем:

«Бери с собой провианта на десять дней и не больше. Если поход продлится более десяти дней, используй вьючных лошадей, и не держи их в хвосте колонны... Конский фураж храни, тщательно укрыв его от сырости. Не выбрасывай ничего. Если начался голод, ешь то, что удастся найти по дороге. Коней можно накормить и палой листвой. Можно есть очищенную сосновую кору... Для одного человека на лень достаточно 80 монме дров. Там, где нет древесного топлива, можно жечь высушенный конский навоз.

На одного человека надо шесть го риса, и один го соли на десять человек. Для десяти человек надо два го мисо (соевой пасты). Перед ночным сражением порцию риса надо увеличить».
Военно-исторический альманах «Новый солдат»
Друзья сайта
  • Создать сайт
  •    http://www.budoweb.ru 
  • www.koicombat.org

  • http://catalog.xvatit.com
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 314



    Copyright MyCorp © 2017