Главная


Меню сайта
Форма входа



   
Сражения самураев

В традиционном сражении самураев, описанном в эпосе, боевое столкновение начиналось с перестрелки из луков, за которой следовал вызовы на поединок. К XVI веку от таких формальностей отказались, а сами сражения проходили с учетом реальных тактических и стратегических факторов. Значительный вклад в японскую военную науку внесли Такеда Синген и Уэсуги Кенсин. чьи ежегодные сражения при Каванакадзима (известно о сражениях 1553, 1554. 1555, 1556 и 1557 годов) можно скорее назвать ежегодными маневрами. Когда же пришло время настоящих сражений с полководцами уровня Нобунага и Иэясу. тактические и стратегические факторы стали учитываться в полной мере.

Появление огнестрельного оружия серьезно повлияло на способ ведения боевых действий в период Момояма. Широко практиковалась стрельба залпами, впервые опробованная в битве при Нагасино. Передовые линии армии теперь формировались аркебузирами. которых поддерживали копейщики и лучники. Копейщики образовывали боевое охранение, а лучники выступали в роли застрельщиков и снайперов, а также прикрывали аркебузиров стрельбой во время перезарядки ружей.

Были разработаны стандартные боевые построения, большинство из которых имели поэтические названия. Некоторые из них представлены на диаграмме.

1. Ганко (летящая птица). Гибкий строй, которым можно было маневрировать при изменении тактической ситуации. Основные силы с фронта и тыла надежно прикрыты аркебузирами, на флангах имеется более легкое прикрытие. Полководец располагается в задних рядах в центре, поэтому имеет хорошую связь со всей армией.

2. Хоси (стрела). Строй для свирепой атаки в самурайском стиле. Небольшое число аркебузиров составляют авангард, задача которого размягчить боевые порядки противника. В образовавшиеся бреши врываются самураи, которые составляют основные силы армии. Это очень подвижный строй, который нуждается в хорошо налаженной связи. Построение имеет целью быстро прорвать строй противника, поэтому фланги имеют лишь небольшое прикрытие, состоящее из лучников и копейщиков.

3. Саку (замочная скважина). Этот строй считался лучшим средством защиты от «стрелы». Шесть шеренг аркебузиров при поддержке двух шеренг лучников разведены по флангам с целью пропустить «стрелу» между собой и взять ее под перекрестный обстрел. Самураи образуют собственно «замочную скважину», цель которой — сдержать атаку «стрелы».

4. Какуёку (крыло журавля). Лучший строй для окружения противника. Опять же аркебузиры и лучники размягчают оборону противника. За ними следует авангард самураев, который связывает противника рукопашным боем. Тем временем основные силы армии образуют два крыла, развернутых таким образом, чтобы у противника не возникло подозрения о готовящемся окружении. Действительно, на виде спереди строй похож на «стрелу».

5. Кояку (ярмо). По форме строй отдаленно напоминает ярмо, надеваемое на вола. Это гибкий оборонительный строй, идеальная зашита от «крыла журавля», но также вполне способный выдержать и попадание «стрелы». Авангард достаточно силен, чтобы связать противника боем на время, достаточное для того, чтобы тот обнаружил свои намерения. Второй и третий полк действуют по ситуации, или образуя «замочную скважину» или разворачиваясь, чтобы не допустить окружения.

6. Гсрин (рыбья чешуя). Этот строй используется в том случае, если у противника численное превосходство, а командующий надеется прорваться с помощью безудержной самурайской атаки. Строй напоминает «затупленную» «стрелу». часть сил выведено на фланги, чтобы не рисковать всем в случае провала первого удара. В то же время строй позволяет наращивать нажим на одну точку.

7. Энгецу (полумесяц). Этот строй предназначен для организованного отступления. Предполагается, что армия понесла потери, но смогла избежать окружения, хотя угроза окружения по-прежнему сохраняется. Разбитые полки оттянуты в тыл, а наиболее боеспособные части формируют полумесяц, который маневрирует по ситуации. Аркебузиры строятся в глубину, их поддерживают лучники и копейщики.

Существовали также разновидности основных типов, описанных выше. Например. строй «голова тигра» был модификацией «летящей птицы» для армии неполной численности. Строй «длинная змея» обеспечивал атаку на обоих флангах, тогда как «летящий дракон» был разновидностью «головы тигра» для армии, занявшей оборону на вершине холма.

Полководческое мастерство во многом определялось тем, сколько времени военачальник сможет продержать своих самураев в строю, прежде чем они, позабыв обо всем, не бросятся в бой. Летом 1615 года гарнизон Осака, состоявший в основном из ронинов (самураев-одиночек) дал генеральное сражение армии Токугава. Несколько ронинов, вооруженных аркебузами, без приказа открыли огонь по противнику. Заслышав стрельбу, остальные самураи бросились в бой, еще до того, как войско полностью развернулось.

Таким образом, полководцам приходилось бороться за дисциплину не только простых ополченцев, но и самураев, составлявших костяк армии. Например, для самурая было важным первым вступить в бой. Известны многочисленные примеры того, как нетерпение самураев рушило сложные и хорошо проработанные планы. Наиболее ярким примером может послужить история, случившаяся с Фукусима Масанори и Ике-да Трумаса в 1600 году. Иэясу поручил обоим военачальникам занять замок Гифу, который контролировал две важные дороги, шедшие из Эдо на запад. Для успеха Иэсяу требовалось как можно быстрее взять замок. Вместо того, чтобы приступить к осаде и штурму, Икеда и Фукусима начали спор о том, кто будет командовать всей операцией. Дело едва не дошло до дуэли, лишь в последний момент удалось достичь разумного компромисса: армия Фукусима атаковала замок с фронта, а армия Такеды — с тыла.

Другой проблемой, характерной, впрочем, для любой, а не только японской армии, была связь. Токугава Иэясу однажды заметил:

«Было бы ошибкой думать, что битву можно выиграть, сидя в лагере на скамеечке. помахивая жезлом и отдавая приказы, хотя многие так и поступают... Командующий вряд ли одержит победу, если будет смотреть на спины своих солдат. Лучшее. что можно сделать в бою. это атаковать с предельной энергией».

Иэясу активно участвовал в сражении. чем выгодно отличался от большинства современных ему командиров. Обычно во время боя он сидел на коне. По свидетельству очевидцев, он поначалу действовал спокойно, направляя солдат жезлом, но по мере того, как сражение разгоралось, приходил в возбуждение. В таком состоянии он лупил ладонью по передней луке седла и кричал: «Какаре! Какаре!» («На врага! На врага!»). Под Осакой свою последнюю битву он принял в возрасте 73 лет. Но и будучи стариком, он держался рядом с самой гущей боя и даже был ранен копьем в спину.

Командующий отдавал приказы движениями жезла. Жезл, называемый сайхай, был короткий, украшенный на конце кисточкой из кожи или бумаги. Иногда жезл был в форме опахала. Учива, используемые в наши дни судьями борьбы сумо, были жесткими и напоминали формой цифру «8». Младшие командиры пользовались тецутен, которые выглядели как простые опахала, но были частично или пешком сделаны из металла. Опахало обтягивалось пергаментом и украшалось изображением восходящего солнца. Популярной палитрой было сочетание черного, красного и золотого.

Звуковые команды подавались барабанами, трубами и гонгами.

Командующий обычно располагался в удобном месте, например, на вершине холма. Место, где сидел командующий, обносили ширмой — маку. Ширма была высотой в человеческий рост и кренилась к шестам. воткнутым в землю. Полотнище маку обычно украшалось гербом командующего. В случае победы командующий садился в центре маку и участвовал в церемонии поднесения отрезанных голов. На протяжении веков в Японии лучшим трофеем считалась голова врага. К временам Момояма - охота за головами обросла многочисленными ритуалами. Командующий, облаченный в полные доспехи, сидел на лакированной скамеечке, часто покрытой шкурой. В руке он держал сайхай или учива. Самураи по очереди подносили к нему головы известных противников, командующий осматривал головы и делал замечания. Перед церемонией каждую отрубленную голову мыли, причесывали и клали на деревянный столик с вертикальным колом, на который и насаживали голову. К каждой голове привязывали записку, в которой указывался самурай. отрубивший эту голову. Если трофейных голов было очень много и столиков для всех не хватало, головы укладывали на боевые опахала, подстелив под них листья, чтобы не пачкалась кровь.

Даже величайшие командиры уровня Иэясу были суеверны и следили за приметами. В старые времена командующий отказывался наступать в определенном направлении, если в тот лень это направление считалось несчастливым. Пережитки этого суеверия еще долго встречались в японской армии. Другая старинная самурайская традиция предписывала съесть перед боем три счастливые блюда: сушеные моллюски (аваби). водоросли (комбу) и каштаны. Эти блюда следовало есть с подноса и запивать их сакэ.

Если соблюдать строгую дисциплину в бою было невозможно, то на марше поддерживался строгий порядок. Любопытен письменный приказ, отданный Иэясу в ходе кампании Одавара в 1590 году:

1. Всякий, кто будет наступать или вести разведку без приказа, подлежит наказанию.

2. Всякий, кто выдвинется слишком далеко, даже с целью добыть славу, подлежит наказанию.

3. Всякий, кто перейдет в другой полк без особой на то причине, подлежит конфискации коня и оружия.

4. На марше никто не должен идти по второстепенной дороге. Если кто-то нарушит строй, отвечает за беспорядок командир.

5. Всякий, кто откажется повиноваться приказам бугё. подлежит наказанию.

6. На марше все флаги, ружья, луки и копья следует нести в установленном порядке. Маршировать следует по команде командира. (Обратите внимание на слова «в установленном порядке». Для аркебуз этот порядок заключался в следующем: на правом плече, стволом вверх. Вероятно, копья несли похожим образом.)

7. Запрещается носить длинные копья вне строя.

8. Всякий, кто оставит лошадь в лагере, не привязав ее, подлежит наказанию.

9. В обозе все должны двигаться в строгом порядке, определенном жребием. Ни в коем случае обоз не должен смешиваться с войсками. Любое нарушение этого правила карается смертью на месте преступления. [Обратите внимание, это первое упоминание высшей меры наказания.]

10. Без приказа никто не имеет права хватать ни мужчин, ни женщин. Авангард без особого приказа не должен разорять местность, даже принадлежащую неприятелю.

11. Насилие и запугивание торговцев строжайше запрещено. Нарушители должны быть казнены на месте преступления.

12. Всякий, кто без приказа снимется с лагеря, подлежит наказанию.

Армия на марше имела внушительный вид. Когда Хидеёси начал кампанию Одавара. улицы Киото были запружены людьми. Повсюду были водружены деревянные трибуны, чтобы люди могли смотреть на уходящую в поход армию. Раньше, в 1578 году, когда Хидеёси командовал армией клана Мори, сражавшейся на стороне Нобунага. Армия из Киото уходила на запад в следующем порядке:

1. Знаменосцы. 2. Аркебузиры, 3. Лучники, 4. Копейщики. 5. Пешие самураи. 6. Конные самураи. 7. Боевые барабаны, трубы и гонги, 8. Старшие самураи, 9. Сам Хидеёси в сопровождении запасного коня, оруженосца, слуг и подавателя шлема. 10. Остальные самураи. 11. Знаменосцы.
Военно-исторический альманах «Новый солдат»
Друзья сайта
  • Создать сайт
  •    http://www.budoweb.ru 
  • www.koicombat.org

  • http://catalog.xvatit.com
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 326



    Copyright MyCorp © 2024